ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА: БИБЛЕЙСКИЙ ОТВЕТ ВЛЮБЛЕННЫМ – Я думаю, что если люди дарят друг другу «валентинки» – ничего плохого в этом нет. Но мы должны помнить, что живем в своем «православном поле», у нас есть свой календарь и свой день памяти мученика Валентина. И в русской церковной традиции мы не придерживаемся «нового стиля». У нас есть своя традиция – как отмечать память того или иного святого. Речь идет не просто о Валентине, а о святом Валентине. И в Библии сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Я не думаю, что святой Валентин вел такой образ жизни, какой проявляют многие люди в День святого Валентина – святые люди были прежде всего воздержанными. Но с другой стороны, надо понять, что День святого Валентина – это часть молодежной культуры, а теперь уже и традиции. И наша задача – придать новый импульс этому празднику. Почему бы, например, не сделать «валентинку» с изображением святого Валентина, поместить в ней краткое житие этого угодника Божия или тропарь / кондак и рассылать? Я думаю, что таким образом мы можем придать другой вектор этому событию и помочь православным людям лучше сориентироваться. Естественно они на распутье, не знают, как им реагировать на День святого Валентина: с одной стороны, это не наш календарь, а с другой, если тебя поздравляют, как ты должен себя вести – отмалчиваться или протестовать? И православный христианин или православная христианка, которым присылают «валентинку», могут в ответ прислать иконку святого Валентина, кусочек из его жития, чтобы нам наполнять этот день каким-то своим смыслом, своим содержанием. Это очень важно. – В Библии слово «любовь» означает выстраивание таких отношений с объектом любви, которые соответствуют Божиим заповедям. А Божии заповеди делятся на две скрижали – заповеди первой скрижали регулируют наши взаимоотношения с Богом, а вторая скрижаль регулирует взаимоотношения человека с человеком. Если отношения с ближним мы выстраиваем так, что они противоречат Божиему закону, то это уже не любовь. Любой грех суицидален, несет в себе семена саморазрушения личности.И тот, кто потворствует греху и называет это любовью, на самом деле враждебен по отношению к тому, к кому он проявляет чувства в таком искаженном формате. Поэтому для христиан это слово имеет конкретный смысл, если на улице остановить 10 человек и задать им вопрос – что они понимают под словом «любовь», то мы получим 10 разных ответов, включая самые экзотические. А в нашем понимании любовь есть совокупность совершенств, как сказано в Библии (Кол. 3: 14). То есть гармонизация отношений с Богом (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и Богом) и гармонизация отношений между людьми (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и человеком). Поэтому любовь раскрывается в той мере, насколько мы, выстраивая отношения с кем-либо, следуем букве закона Божия. Мы знаем, что влюбленность присутствует в жизни людей. Из Библии мы знаем, что патриарх Иаков влюбился в Рахиль. Возникло теплое чувство, и он стал добиваться, чтобы эта влюбленность оформилась в то, что называется «любовью в семье» – семейные отношения. Я думаю, очень важно контролировать себя на каждой стадии отношений с девушкой. И девушка должна контролировать себя на каждой стадии ее отношений с юношей. То есть о чистоте объекта любви человек должен заботиться больше, чем он уделяет внимание себе самому, потому что любовь предполагает перенос – когда мы воспринимаем объект любви как самого себя. В этом высокое назначение брака. Входя в отношения с некой половой инаковостью, например, мужчина знакомится с представительницей женского пола, осуществляется принцип соборности, единения в браке. И семейная жизнь –очень важна, потому что когда человек женится, он разрушает эгоизм личности, замкнутой саму на себя. Человек – личность, эгоистически замкнутая. И когда проявляется дух влюбленности, человек вступает в брак и оформляет эти отношения, он дробит эгоизм личности, замкнутой саму на себя, на двоих. Когда появляется ребенок, человек вынужден дробить эгоизм личности, замкнутой саму на себя, уже на троих. У нас второй ребенок, третий, четвертый, пятый… И чем больше семья, тем больше дробится эгоизм личности, замкнутой саму на себя. И великое назначение брака – преодоление этого эгоизма. Поэтому и Бог сказал«не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Это правило, которое работает в каждой ситуации. И надо стремиться ориентировать молодых людей, и юношей и девушек, на создание нормальной семьи, нормальных отношений, которые помогут им во многом преодолеть эгоизм собственной замкнутой на себе личности. Протоиерей Олег Стеняев